Каждая страна имеет свои символы, с которыми возникли устойчивые ассоциации. Так, Франция в нашем воображении тесно связанна с майонезом, шампанским, Эйфелевой башней и высокой модой; Швейцария – с Альпами, шоколадом и дорогими часами, Голландия – с тюльпанами, сыром и ветряными мельницами. А что приходит на ум, когда говоришь о России? Конечно же, это балалайки, баня, лапти и матрешка. Вот об этом изделии мы и поговорим.
Незыблемый символ России не такой древний как лапти из бересты. Появился он в конце девятнадцатого столетия благодаря усилиям известного предпринимателя Мамонтова. Анатолий Иванович был братом известного мецената Савелия Мамонтова. Вместе с супругой он держал магазин–мастерскую под названием «Детское воспитание». От своих мастеров он требовал креатива и новых образцов. Токарь Василий Звездочкин изготовил для него игрушку, которая стала прототипом матрешки.
Только первоначально она не раскрывалась, да и привлекательных форм женского тела она не имела. Коллеги по цеху раскритиковали Звездочкина и посоветовали ему изменить форму. Мастер внял их совету: выточил известную нам матрешку, а еще распилил ее и поместил внутрь фигурки меньшего размера. Идея предпринимателю понравилась, и он отдал ее на роспись художникам. Сергей Малютин раскрасил игрушку на русский манер: нарядил девушку в национальный костюм, вложил в руки черного петуха. Фигурки, находящиеся внутри, стали ее братьями и сестрами.
Следует отметить, что впервые обществу матрешки были представлены в 1900 году на Парижской всемирной выставке. И почти сразу же они привлекли к себе внимание, заняв третье место. Позже Мамонтов, который получил огромный заказ на деревянные болванки, продал авторское право Боруцкому. И уже этому человеку принадлежит честь массового выпуска матрешек.
Первые игрушки стоили весьма дорого, самыми ценными экземплярами считались те, которые были изготовлены мастерами Сергиевого Посада. Именно здесь создались и закрепились каноны изготовления национального символа России. Здесь разработали особенную технологию заготовления древесины: деревья (липу, ольху, березу) рубили ранней весной, частично снимали кору и сушили в течение нескольких лет. Первой мастер изготавливал самую маленькую куклу, а потом большую, подгоняя ее под размер предыдущей.
После своего появления матрешки сразу же приобрели популярность за границей. Это стало причиной разнообразия росписи. Художники рисовали не только румянощеких русских красавиц, но и пастухов, моряков, цыганок, купцов, государственных служащих. Но обязательно сохранялся элемент неожиданности. Например, в композицию «жених и невеста» могли входить многочисленные родственники. А еще были тематические игрушки: по мотивам произведения Н.В.Гоголя «Ревизор»; выпускался Кутузов и Наполеон с фигурками других полководцев внутри.
Вот такая она матрешка, кукла с историей.