Сегодня у большого количества людей в мире есть компьютер. Мало кто помнит времена, когда данным устройством пользовались только специалисты вычислительной работы. Сегодня его можно увидеть практически в любом доме. Кое-кто слышал такие слова как кибераддикция или сетеголизм. Нервные мамаши, которые не могут оторваться от глянцевых журналов, уносят ревущих детей от компьютера. Отцы достают ремень и грозят им перед монитором. Мало кому известно, в этом случае ребенок теряет ценный опыт!
Ученые и психологи, изучающие проблемы компьютеризации, определили, что информационные технологии оказывают как положительное воздействие на нервную систему ребенка, так и отрицательное. Конечно, на тему вреда для здоровья можно спорить очень долго. Поэтому данные выводы были подкреплены результатами исследований. Давайте разберемся в этой проблеме более подробно.
Об отрицательном влиянии компьютеризации говорят часто. На самом деле с помощью компьютера человек получает большое количество информации. Поэтому нужно внести позитив. Иначе чем будет отличаться ребенок перед монитором от ребенка перед телевизором или книгой?
Конечно, использование компьютера является таким видом деятельности, когда психическое восприятие испытывает определенные трудности. Неважно, работаете вы или играете.
С помощью ПК можно удовлетворить потребности, которые по определенным причинам становятся недоступными. Кроме этого, во время игры у ребенка начинают вырабатываться навыки, без которых сложно обходиться в современном мире. Давайте обозначим каждый пункт отдельно, но перед этим рассмотрим интересный пример.
Переворот в осознании гениальности человека случился после открытия Мерионы Деймон (женщина работает нейроанатомом в Калифорнийском университете). Она провела интересное исследование. Подопытными стали крысы. Их разместили по отдельным клеткам, которые заполнили различными игрушками (беличьи колесами, качели и другое). В контрольных клетках с крысами не было ничего. Итоги оказались очень интересными. Крысы в экспериментальной группе достигли преклонного возраста — три года. Если перевести на возраст человека, будет девяносто лет. Мозг этих животных отличался от крыс из контрольной клетки — было множество нейронных связей, а также глиальные клетки (появляются рядом с отростками нейронов). В общем, образовалась оболочка, которая ускорила движение импульса.
Этим исследованием дело не ограничилось. Была исследована еще одна категория животных, у которых отсутствовали те радости, которые были в первом случае. Однако крысам предоставили возможность подсматривать за чужими играми. В данном случае результаты также удивили. При обычном наблюдении за деятельностью других появились те же изменения, что и при самой деятельности. Только объемы занижены.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что во время компьютерной игры мозг человека начинает переносить игровые условия в реальность. Может быть, в этом случае скрывается причина исчезновения границ, соединяющих игру и живой мир. Однако данная тема выходит за рамки нашей статьи.
- Первое место из потребностей, которые можно удовлетворить с помощью компьютера, естественно, занимает необходимость получать новые знания. Сеть Интернета открывает доступ к огромному количеству данных. Здесь без проблем можно получить ответ на интересующий вопрос. Благодаря познавательной мотивации образуется мощная движущая сила, состоящая из действий человека. Конечно, не у всех.
- Некоторые люди пойдут на многое, чтобы доказать себе, что они являются хакерами или геймерами. Значит, есть потребность в достижении поставленных задач. Нужно выиграть игру! Или человек гордо хвастается своему другу, как им была освоена и испытана сложная программа. Когда родители запрещают пользоваться компьютером, в этом случае самооценка увеличивается до небывалых высот.
- Компьютер позволяет удовлетворить очередную потребность ребенка — отдаление от родителей. То есть, можно легко заниматься какой-нибудь деятельностью втайне от третьих лиц. Как показывает практика, это является основной причиной родительского недовольства (когда ребенок долго сидит за компьютером). «Предков» здесь не интересует забота о здоровье их чад, о чистоте помыслов также речи не идет.
- Большое количество авторов, которые пишут о зависимости к компьютерам, рассказывают, что кибераддикты отличаются необщительностью, низкой активностью, застенчивостью. Игнорируя реальные социальные отношения (непредсказуемые и чреватые разочарованиями), ребенок решает уйти в сеть — безопасную и управляемую. Таким образом, свои потребности он реализует избеганием.
- Также нужно отметить необходимость в снятии напряжения. Ребенок, который находится под пристальным вниманием взрослых, не может раскрепоститься. В этом случае помогает агрессивная игра. Кроме всего, появляется новая опасность — неучтенная агрессия заставляет обращаться к более жестоким играм, чтобы снять напряжение.
- Необходимость в общении. В Интернете это требование удастся реализовать очень легко. Возможности живого мира даже рядом не стояли. Во Всемирной паутине легко отыскать специфические онлайновые сообщества, отличающиеся этикой и определенными правилами поведения. Даже штрафы за нарушения могут быть.
Матвеева Ирина
Июл 04. 2014
Я не вижу ничего хорошего в том, что ребенок зависит от компьютера или планшета. Но самое ужасное то, что никакие советы, которые дают специалиста, не помогают отучить ребенка от компьютера.
Нина
Июл 04. 2014
Детей вообще не стоит приучать к компьютеру. Они становятся злыми и нервными.
Архипова Юлия
Июл 04. 2014
У меня своих детей пока что нет и мне интересно узнать как нужно вести себя в подобной ситуации. Мне не хочется чтобы мой ребенок страдал по моей же собственной вине. так что компьютера будет по минимуму.
Белозерова Эвелина
Июл 05. 2014
Компьютер пользы ребенку точно не принесет, поэтому лучше всего перепробовать советы специалистов и как то отучить его от компьютера. Пусть лучше бегает во дворе с мячом.
Margie
Июл 05. 2014
Когда у меня будут дети, компьютер и планшет они у меня увидят не раньше 5 лет
Волкова Юлия
Июл 05. 2014
Я понимаю что детям все интересно и в первую очередь современная техника. Но к ней определенно не стоит подпускать. Потому что у ребенка должно быть нормальное детство а не детство где друг друга убивают компьютерные герои.
Ирина
Июл 06. 2014
Все зависит от того в каком количестве идет вовлечение ребенка в компьютерную жизнь. Но в любом случае лучше не перебарщивать. А то по СМИ далеко не приятная статистика выдается по поводу влияния компьютера на ребенка.
Сысоева Алина
Июл 06. 2014
Детям конечно же интересно посмотреть что из себя представляет компьютер и поиграть в игры. Но увлекаться не стоит этим и я при первой же возможности ограждаю своих племянников от компьютера